31 января 2020

Социальная политика: долгосрочные тенденции и последние изменения

Автор: Tobol

Ярослав Кузьминов, Лилия Овчарова, Лев Якобсон и др.

Социальная политика: долгосрочные тенденции и последние изменения

Россия сегодня не готова к радикальным изменениям в социальной политике. Окно возможностей для таких изменений теперь закрыто, и политическая повестка дня будет определяться итогами парламентских и президентских выборов, где основными избирателями будут пенсионеры и государственные служащие.

Частичные изменения социальной политики и ужесточение требований к производительности для поставщиков общественных услуг могут быть единственными возможными улучшениями до 2019 года, и даже если они будут реализованы, они будут ограничены текущими бюджетными ограничениями.

Реформа социального обеспечения представляет собой особую проблему: доля социальных трансфертов в доходах домохозяйств достигла 18,6% в 2013 году, в основном благодаря раздаточным материалам правительства, распределенным без учета фактического дохода бенефициаров.

Эрик Усланер (Университет Мэриленда, США), Бо Ротштейн (Университет Гетеборга)

Массовое образование, государственное строительство и равенство: в поисках корней коррупции

Эта статья была впервые опубликована в 2012 году. Авторы показывают статистическую связь между уровнями образования в 1870 году и уровнями коррупции в 2010 году для 78 стран. Тип политического режима, как правило, не имеет значения. Общества с большим количеством людей дают гражданам больше возможностей и власти, снижая коррупцию.

Алина Пишняк (IMHD), Наталья Халина (IMHD) 

Барьеры для сдачи государственных выпускных экзаменов, воспринимаемые родителями школьников в Москве

Как старшеклассники, так и их родители склонны негативно относиться к Универсальному государственному экзамену (USE) и государственному аттестационному экзамену задолго до того, как экзамены должны быть сданы. Согласно опросу 1516 родителей школьников, большинство из них ожидают, что их дети будут демонстрировать исключительно хорошие результаты на выпускных экзаменах и получат результаты значительно выше, чем в среднем.

Их ожидания от государственного аттестационного экзамена даже выше, чем от ЕГЭ. Как это ни парадоксально, большинство родителей также убеждены в том, что тестовые задания слишком сложны и запутаны, и возмущаются тем фактом, что подготовка к экзаменам требует значительных затрат времени и денег, при этом ничего не добавляя к знаниям ученика; они также чувствуют, что система повреждена.

По словам опрошенных родителей, правилам игры не хватает прозрачности, стандарты производительности пересматриваются почти каждый год, и учителя не могут должным образом подготовить учащихся к этим экзаменам. И ученики, и родители рассматривают экзамены как лотерею, а учителя используют их, чтобы запугать учеников и держать их в напряжении. Это, по словам родителей, делает выпускные школьные экзамены источником напряженности и подрывает систему образования.