28 февраля 2020

Тактика используемая российскими юристами в правоохранительной системе: между сотрудничеством и конфронтацией

Автор: Tobol

Тактика Антона Казуна (НИУ ВШЭ),

используемая российскими юристами в правоохранительной системе: между сотрудничеством и конфронтацией

Адвокатура является частью правоохранительной системы, но в то же время юристы являются независимыми профессионалами и, как таковые, принадлежат гражданскому обществу. Этот двойной статус ведет к ослаблению институциональной позиции юристов в правоохранительной системе. Какая тактика применяется адвокатами в этих обстоятельствах, учитывая «общеизвестный» предвзятый подход российских судов?

Обширный опрос 3317 адвокатов — 4,7% от общего числа в России — выявил три ключевые тактики: сотрудничество, конфронтация и нейтралитет.

Адвокаты, которые склонны рекомендовать сделку о признании вины (в России это называется «особая процедура» и экономит следователям много времени и усилий), вероятно, выбрали тактику сотрудничества с обвинением.

Напротив, юристы, которые соглашаются заниматься гражданскими делами, с большей вероятностью будут независимыми. Те, кто в основном занимается гражданскими делами и редко сталкиваются с переговорами о признании вины, часто сообщают о нарушениях прав своих клиентов со стороны прокуроров, судей и других лиц. Все больше «кооперативных» адвокатов редко сталкиваются с такими нарушениями — правоохранительная система возвращает услугу и сотрудничает с ними как с точки зрения процедуры, так и результата; таким юристам легче организовывать слушания, следственные действия и т. д. в удобное время. Независимые юристы с меньшим количеством кооперативов зарабатывают больше, чем их коллеги, но сталкиваются с большим и тяжелым трудом.

Наталья Зайченко (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)

«Эффективный контракт» в общем образовании: реалистично ли это?

Ожидаемый переход к «эффективным контрактам» со школьными учителями, связывающими вознаграждение с успеваемостью, был заменен увеличением заработной платы, что подорвало цель реформы. По данным Министерства образования, к 2018 году в российских школах будут работать хорошо оплачиваемые и дальновидные учителя, ученики которых получат профориентацию и будут успешно сдавать как российские, так и международные тесты.

Однако только в некоторых регионах Российской Федерации, таких как Ингушетия, Чечня и Дагестан, доля молодых учителей высока, а в центральной России их доля в 2,5 раза ниже, несмотря на то, что зарплата учителей выше средней.

Если произойдет прорыв в области качества школьного образования в России (что измеряется успеваемостью учащихся в тестах PISA, PIRLS и TIMSS), это будет иметь мало общего с системой «эффективного контракта».

Сама система основана на чрезмерной отчетности — учителя должны документировать каждый шаг, который они делают, в качестве прокси для измерения производительности. Фактически, новая система порождает самодовольство, а не лучшую работу как учителей, так и студентов.